Законодатели предложили скрывать личности коллекторов, взаимодействующих с должниками. О нововведениях стало известно из рабочей версии ФЗ, который активно разрабатывается в кулуарах ведомства. Более того, участники группы и представители Минюста дали официальное подтверждение в СМИ. По их словам, новые меры вызваны необходимостью защитить персональные данные и интересы коллекторов, которые работают с гражданами-физическими лицами.
Сейчас при досудебном взыскании долгов коллекторы обязаны при вступлении в контакт с должниками называть свои ФИО, но новая редакция законодательства предусматривает, что каждый коллектор получит цифровые псевдонимы. Таким образом, при общении с очередным должником сотрудники коллекторских агентств будут называть только свое имя и ряд цифр, которые идентифицируют того или иного работника. Эти цифры (идентификатор) будут присваиваться каждому коллектору руководителями агентств.
Причины, согласно которым нужны законодательные изменения.
1. Психологическая составляющая. Сотруднику гораздо легче вести переговоры с клиентами от имени компании, если он представляет себя только именем и бездушным набором цифр. Ключевые пункты и стиль ведения разговора выбирается коллектором более объективно и беспристрастно. Обезличенность позволяет чувствовать себя спокойнее, быстрее подбирать разумные ответы и находить факторы убеждения рассчитаться по долгам.
2. Защита персональных данных. Должники – это люди в уязвимом положении, которые находятся в состоянии хронического стресса. Психологически они чувствуют себя некомфортно, часто ищут причины, чтобы выплеснуть разочарование от неудач на других. Под руку попадает коллектор, который, следуя букве закона, обязан представляться по форме: имя, отчество, фамилия. В результате должники обращают гнев на личность коллектора, который на самом деле действует от имени агентства. То есть он просто делает работу, личное мнение не играет никакой роли. Новая редакция законопроекта о взыскании задолженностей позволит полноценно защитить коллекторов от возможной агрессии должников. Человек сможет только обратиться с жалобой в определенное коллекторское агентство, но ему будут недоступны методы цифрового или оффлайн-преследования «обидчика»: угрозы и давление в социальных сетях, «мужской разговор» и оскорбления при живых встречах.
3. Цифровые возможности. Некоторые коллекторские агентства внедряют в своей деятельности современные достижения ИИ: к примеру, роботов-коллекторов. Человеку с просроченным долгом может позвонить программа, которая и будет вести разговор в интересах компании. Разумеется, при модернизированном подходе гораздо удобнее назвать имя и цифровой идентификатор, а не выдумывать полные имена несуществующих людей.
Мнения экспертов разделились.
Большинство банков-кредиторов поддерживают идею введения цифровой идентификации в рамках коллекторской деятельности. Специалисты уверены: закон позволит защитить права и интересы коллекторов, которые необоснованно подвергаются нападкам и преследования со стороны должников.
Против нововведений выступают общества и организации по защите прав заемщиков. Представители стороны должников утверждают, что профессиональные взыскатели стремятся избежать ответственности. Также новые нормы нарушают права граждан-должников. Те не смогут при необходимости защитить свои интересы в правоохранительных органах, ведь полные имена коллекторов будут оставаться «за кадром».
Учитывая, что число жалоб на коллекторов в ФССП растет год от года, инициатива опасная. Возможность действовать анонимно окончательно развяжет руки именно тем сотрудникам, которые и сегодня выбивают долги давлением и угрозами.
Пока законопроект не принят, предстоят обсуждения и доработки.